default-logo

Зимой в Непале

Путешествиям по Непалу посвящено множество путеводителей. Поэтому я постараюсь поделиться лишь особенностями зимнего трекинга и пребыванием в стране, а также обновить информацию.

Наше путешествие проходило с 6 по 20 февраля 2012 года.
Маршрут путешествия:
Катманду — р. Трисулу (рафтинг) – Покхара — Наял Пул (начало трекинга)/ Тикхе Дунга — Тикхе Дунга / Горепани — Пун Хилл (обзорная вершина) / Татопани — Татопани / Марфа (автобус) — Марфа / Кагбени — Кагбени / Джомсом (джип) — Джомсом / Покхара (15 минут на самолете) — Покхара / Читванский Национальный парк (деревня Саура) — Читван (2 дня) — Читван / Катманду (автобус) — Катманду (3 дня экскурсии)
Погода:
Все дни нам сопутствовала отличная погода. Правда первый день трекинга отличился сплошным дождем. Но, учитывая то, что в первый день был самый короткий переход и весь выложенный местным камнем, этот дождь не доставил никаких неприятностей.
Три дня на протяжении всего путешествия была облачная погода. Все остальные дни — СОЛНЦЕ))). Зимой в Непале солнце очень приятное. Не слишком жгучее, но тем не менее заставило нас достать солнцезащитный крем.
Температура:
В Катманду в начале февраля — днем 16 — 20, ночью 10-15
в конце февраля — днем 20 — 25, ночью 15-20
В Покхаре в среднем на 4-5 градусов теплее
В Читване — бархатный сезон. Очень тепло и днем и ночью. Хотелось надеть шорты, но практически некуда.
Одевались:Днем в городе от футболки до футболки + ветровка вечером. Обувь легкая.

В горах днем обычно сверху только термуха, но ветровка всегда на подхвате.
Вечером идеально в пуховке и теплом термобелье.
Мой комплект одежды: Термобелье теплое, две футболки, штаны, куртка мембранная, флис толстый, перчатки флисовые, шапка, Buff. Жалел только о том, что не взял пуховку.
Зимние особенности:
Электричество. Зимой практически нет дождей, а так как все электричество в Непале поступает от работы гидроэлектростанций, то и его практически нет. Оно есть 10 часов в сутки по определенному расписанию. Его легко можно узнать у любого местного жителя. Интернет есть тогда, когда есть свет. Сейчас интернет есть во многих кафе. Но лучше сначала проверить, а потом делать заказ в кафе).
Зарядка чего угодно в горах платная. Но в номерах есть лампочки, если к ним подключиться, то можно заряжаться бесплатно. Но помните что у них патрон лампочки не такой как у нас (у них байонетный типа B22d).
Горячая вода. Если летом энергии солнца вполне достаточно для того, чтобы принимать горячий душ, то зимой нужно всегда уточнять как вам будут греть воду в лоджии. Солнце отпадает. Остается только газ либо электробойлеры. В нашей гостинице в Катманду горячую воду давали с 6 до 9 утром, и так же вечером. В Покхаре круглые сутки!!!! Это благодаря наличию собственных генераторов.
Гостиницы. В Катманду у нас была просто шикарная гостиница. По СНГ-шным меркам это уверенных 3*, по местным меркам все 4*+. Приветливый персонал, швейцар, носильщики и все все кто работает в гостинице окутывают вас вниманием и заботой. В холле очень уютно и красиво. Для тех, кто взял ноутбук — Вай-фай, для остальных стоят стационарные компьютеры. Отличные завтраки. Мы наедались практически до вечера. И что самое приятное — по настоящему чистые номера. Уборка и замена полотенец и постелей каждый день.
Очень показательный момент был когда нам после трекинга вернули дорогую цепочку забытую в номере.
Для тех, кто не хочет оплачивать перевес, в холле стоят весы, а так же есть камера хранения.

В Покхаре гостиница так же порадовала и гостеприимством и сервисом и интернетом). Кстати там я воспользовался услугами прачечной и не пожалел. за 150 рупий мне перестирали все основные вещи и через 10 часов принесли сухими в номер.

На остальной части маршрута мы жили в лоджиях. Одно из преимуществ зимнего трекинга в том, что всегда есть места и есть из чего выбрать. А еще и поторговаться.

Девайсы: Я взял с собой планшет с клавиатурой. Клавиатура оказалась лишней, а вот сам планшет очень полезным в поездке устройством. С ним был практически постоянно по многим причинам. Это и фотоаппарат, и плеер, и книжка, и игрушки, и GPS навигатор, и словарь и карты. Пользовался часто. А самое главное Скайп! А вот мобильный телефон за всю поездку ни разу не заряжал)
Из наблюдений:
Когда едешь в Непал, можно «забывать» что угодно (имеется в виду из вещей). В городах, как и на самом треке можно купить что угодно. Крем от загара, для загара, после загара, Все виды батареек, пленку, очки, мешки от дождя.
Рейн ковер нужно брать в любом случае. Не потому что может пойти дождь, а чтоб защитить рюкзак во время транспортировки в местных и туристических автобусах, а так же на авиатранспорте.
Если летите через Шарж (Арабские Эмираты) то есть смысл задуматься о транзитной визе. Ее выдают за 2 часа и она действует до двух дней.

Далее описание по дням:
1 день.
Он обычно самый запоминающийся т.к. уже в аэропорту ты попадаешь в совершенно другой мир. Совершенно непривычный и что самое интересное — сложно объясним и понимаем). После поселения в гостинице мы отправились на обзорную экскурсию. В этот момент было очень интересно наблюдать за моими спутниками. Они были в легком оцепенении. Что и подтвердилось на следующий день. Все что я рассказывал пролетело мимо. День мы закончили на Дворцовой площади за ужином в одном из ресторанов на крыше.
2 день.
В 7-30 мы уже ехали в автобусе по направлению в Покхару. Но вышли мы на половине пути у реки Трисулу. Здесь начинался рафтинг. Рюкзаки мы отправили на машине фирмы, которая организовывала рафтинг, вниз по реке, к финишу. А сами остались только с деньгами, документами и камерами. Их запаковывают в герма боксы. Сам рафтинг прошел отлично. Замечательная 3-ка, даже зимой. У нас был интернациональный экипаж и кэп — непалец. Примерно на середине дистанции мы искупались и остановились на ланч. После прибытия в конечный пункт нас снова посадили в автобус до Покхары.
3 день.
Всю ночь и целый день шел дождь. В 8 мы сели на такси и доехали до начального пункта нашего маршрута — Наял Пул. Там мы встретились с нашим портером. практически весь трек этого дня проходил по лестницам. Дождь закончился примерно в 5 и небо начало развидняться. Мы остановились в лодже, которая находится посредине деревни, до моста. Там был отличный внутренний двор, несколько террас для приема пищи и вечерних посиделок с видом на горы, горячий душ на газу.

4 день.
В 9 утра мы уже начали движение. Мост, затем окраина деревни и опять лестница. Своим теплом солнце нас все больше и больше раздевало и мы начали мазаться кремом от загара. К обеду мы достигли конца подъёма. Уже совсем четко видно Мачапукче (Рыбий хвост). Священная гора, дом Шивы. Дальше дорога через джунгли. Очень красивые места. К вечеру мы дошли до деревни Горепани. За 100 метров до начала деревни уже практически везде лежал снег. Местные детишки на полиэтилене катаются по склонам холмов. Забавное зрелище. В лоджиях расположенных здесь в кафе обычно ставят стальные бочки с трубой. В них разжигают огонь и все туристы садятся вокруг греться. Так вот это самая труба потом идет наверх и через второй этаж и выходит наружу. Я поднялся наверх и нашел комнату через которую она идет. Естественно она была самой теплой. Там мы и остановились.

5 день.
Мы встали в 5 утра и в 5.15 начали подниматься на Пун Хилл. Это самая лучшая обзорная точка в близлежащей округе. Поднимались мы примерно 30 минут. И до рассвета оставалось еще 20 минут. Наверху собралось достаточно много людей. И это объяснимо. Вид на горы, который оттуда открывается, оставил одно из самых сильных впечатлений от посещения Непала. Рекомендую!
После фотографирования с видом на Аннапурну (Южную, I, II, и т.д.) мы спустились завтракать и выдвигаться в путь. Спуск вниз занял примерно 6 часов и проходит через несколько очень, очень колоритных деревень. Здесь же мы купили мандарины прямо с дерева. 60 рупий кило не торгуясь). В Татопани мы были к 7 вечера и сразу после поселения пошли на горячие источники. Это было самое прекрасное из того что можно было ожидать после долгого дня. Ужин мы заказали на 9 но только в 9-30 мы поняли что никто не хочет вылезать из ванны. Вода действительно горячая и достаточно чистая. А вот душ только холодный.

6 день.
Целый день мы провели в локальном автобусе двигаясь в Марфу. Удивительная особенность местного транспорта в том, что несмотря ни на что в 10 ровно он останавливается на завтрак. Такая уж у них традиция, принимать пищу в 10 и в 17 часов. В Марфу мы прибыли под вечер. Деревня просто потрясающая. Атмосфера совершенно необычная. Марфа – яблочная столица Непала. Зимой людей совсем мало. Все спускаются вниз т.к. нет работы и мало туристов.
7 день.
С утра мы начали движение в сторону Кагбени. Вышли из Марфы, по дороге разминувшись с детьми, которые шли на работу (что-то собирать). Пейзаж был уже совершенно не такой как внизу. За час полтора мы добрались до Джомсома. Там позвонили домой. Весь день мы шли на равне с группой из Германии. У них не было портеров. Они заказали ослов для переноса вещей. Правда смысла особого в этом я так и не понял. Для шестерых они использовали двух или трех ослов плюс погонщик. Ослы шли быстрее чем люди и для того, чтобы они не убежали с вещами с ними постоянно шел кто-то из группы. Получается он все время идет отдельно. Как-то не интересно. Так еще и вещи твои далеко от основной группы. В общем учитывая что ослы дороже чем люди, удобства в этом не вижу. После Джомсома мы пересекли реку и по пересохшей части русла двигались в сторону Кагбени. По дороге пообедали в поселке из 3-х домов и четырех лодж.)) Место очень напоминало города из американских вестернов. Одна из лоджий называлась «Хилтон»)). Вечером в Кагбени нам рассказали что на перевале Тронг Ла много снега и сильно холодно. В том, что там холодно мы не сомневались. Но оказывается когда много снега, туда перестают ездить джипы. А это значит у нас есть шансы не успеть на наш самолет т.к. по плану мы возвращаемся в Джомсом на джипе. И мы решили уже завтра вернуться в Джомсом и улететь на день раньше. По телефону из гостиницы мы узнали что это возможно и у нас появиться на один день больше на экскурсии.

Сама деревня тоже очень необычная, здесь несколько монастырей, и много интересных извилистых улочек. Открывается красивый вид в сторону Верхнего Мустанга.
8 день.
Утром мы сели на джип и за двадцать минут спустились в Джомсом. Сразу поменяли билет на самолет, поселились и пошли гулять в направлении ледникового озера, которое находиться на востоке, выше города метров на 150. Рядом монастырь, на вершине хребта. Вся экскурсия заняла часа 4. По дороге туда и обратно красивая природа, гималайские сосны и кипарисы.
9 день.
Евли вы как и мы брали с собой газовые баллоны, то здесь их придется оставить. Так что лишние не берите. Минут за 15 мы долетели до Покхары. По пути пролетели всю дорогу по которой мы ехали почти 10 часов)). После поселения в гостинице мы отправились завтракать, а потом на лодке пересекли озеро и поднялись на ступу Мира. С нее открывается потрясающий вид на Покхару. Дальше стандартный набор: Водопад Девиса, пещеры, Храм на острове посреди Февы. Лена решила таки полетать на параплане. Впечатление море.

10 день.
В 6 утра мы сели в автобус и через 3 часа прибыли в Читванский национальный парк. В первый день нас познакомили со слонами и рассказали что к чему в национальном парке. В этот же день мы впервые увидели крокодилов, которые просто отдыхают на берегу реки возле деревни.
11 день.
С утра на каное мы пересекли реку, условную границу между деревней Саура и национальным парком. По берегам реки как и вчера грелись крокодилы. В джунглях мы встретили «мартышек», оленей и много разных интересных растений. После обеда мы отправились на джип сафари. На нем нам удалось увидеть всех 4-х видов оленей, которые здесь обитают, медведя-губача, носорога с детенышем ну и много павлинов, очень много павлинов. После экскурсии мы заехали на ферму по разведению крокодилов. Зрелище впечатляющее…

Когда вернулись на каное на сторону деревни, увидели носорога, который пасется прямо возле туристов. Видимо трава здесь была самая лучшая)
12 день. Утром мы поехали на сафари на слонах. Очень интересно. Слон идет очень тихо и если не шуметь, то можно встретить много животных и очень близко. После сафари мы сели на автобус и поехали в Катманду.
13, 14, 15 день. Экскурсии, Экскурсии, Экскурсии.
Мы были на всех основных ступах и в городах спутниках Катманду. Ребята даже летали смотреть на Эверест с воздуха.
Все достопримечательности оставили неизгладимое впечатление, больше всего впечатлил храмовый комплекс Пашупатинатх.

Если есть вопросы, с удовольствием на них отвечу.

Автор

Заполните форму ниже, чтоб получить скидку!

Ваше имя (обязательно)
Ваш телефон (обязательно)
Ваш e-mail (обязательно)

* Мы не передаем Вашу персональную информацию третьим лицам** Я даю согласие на обработку персональных данных и соглашаюсь c политикой конфиденциальности

Задайте нам вопрос, заполнив поля ниже